Общество и государство, , Vademecum

ФАС оценила доступность лекарственных препаратов в России

Федеральная антимонопольная служба РФ опубликовала результаты оценки доступности лекарственных препаратов на основе анализа потребительских цен и ценообразования на лекарственные препараты в стране.

Согласно докладу ФАС, в 2013 году только на централизованную закупку ЛП в рамках федеральной программы «Семь нозологий» предусматривалось 51,5 млрд рублей. Еще 1,1 млрд рублей предполагалось направить на организацию мероприятий по обеспечению данными ЛС. В совокупности эти суммы составляют 14,5% бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение. Объем закупки лекарств по госпрограмме лечения ВИЧ и гепатита должен был составить 18,6 млрд рублей. Финансирование вакцинации населения в рамках национального календаря прививок планировалось в размере 6,2 млрд рублей.

ФАС приводит данные IMS Health, согласно которым около половины средств программ «Семь нозологий» и лечения ВИЧ и гепатита ежегодно тратится на закупку 10 лекарственных препаратов. По данным Росздравнадзора, средняя стоимость одного рецепта по «высокозатратным» нозологиям составила в 2013 году 53,199 тысячи рублей. Наиболее высокие показатели наблюдаются в Магаданской области – 136,565 тысячи рублей, Санкт-Петербурге – 123,377 тысячи рублей, Калининградской области – 97,685 тысячи рублей, Республике Карелия – 93,747 тысячи рублей, Еврейской АО – 91,430 тысячи рублей и Камчатском крае 86,468 тысячи рублей. Средняя стоимость рецепта в программе лекарственного обеспечения в целом по России зафиксирована на уровне 839 рублей.

Авторы доклада сделали вывод, что в данном направлении необходим поиск возможностей повышения эффективности существующих расходов на ЛО, в том числе за счет снижения цен и совершенствования форм реализации госпрограмм. Следует найти способы «достижения равного и всеобщего доступа к лекарствам для всех граждан без увеличения расходов на здравоохранение». По мнению ФАС, цены на лекарства в России должны быть «справедливыми» как в государственном сегменте, так и на коммерческом рынке в розничной продаже. «В первую очередь необходимо предпринимать меры по снижению цен на монопольные дорогостоящие препараты», – говорится в докладе. 

Росздравнадзор провел мониторинг ассортиментной доступности ЖНВЛП и выяснил, что в ряде регионов сохраняется неполный ассортимент ЖНВЛП. Например, в августе 2013 года в среднем в каждом субъекте РФ в амбулаторном сегменте отсутствовало 48,6% ЖНВЛП (от общего количества международных непатентованных наименований (МНН), отнесенных к данной категории препаратов).

Причинами сложившейся ситуации в Росздравнадзоре считают фактическое отсутствие препаратов, неполноту предоставления информации аптечными и стационарными медицинскими организациями, участвующими в мониторинге, отсутствие спроса на определенные ЖНВЛП в конкретном учреждении, а также отсутствие в розничной продаже ЖНВЛП, кторые преимущественно или даже исключительно применяются в условиях стационара или закупаются по госпрограммам льготного лекарственного обеспечения. 

«Однако, по мнению экспертов рынка, из ассортимента аптек продолжают исчезать лекарственные препараты низкой ценовой категории, так как наценка на них минимальна и не обеспечивает достаточный уровень прибыли», – заключают авторы доклада.

 41% поступивших в Росздравнадзор обращений от граждан связан с отсутствием необходимых лекарственных препаратов в аптечных организациях, 18% – с отказами в выписке рецептов. 

«Многие граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение, не получают требуемые им препараты вследствие их отсутствия в соответствующих перечнях. Так, например, около 30–40% лиц, страдающих множественной миеломой, резистентны к терапии лекарственным препаратом бортезомиб», – подчеркивают в ФАС. 

Между тем в РФ зарегистрирована замена недостающему препарату – леналидомид. Однако он не включен в перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.