Психология, , Журнал «Наша Психология»

Два лица одного человека

Мы часто узнаем о каких-то любопытных исследованиях, но не всегда понимаем – верить им или нет. Лучше, конечно, проверить. И такая возможность иногда случается.

Редакция журнала «Наша Психология» совместно с лабораторией Mindware Lab сумели доказать, что женщины внимательнее мужчин.

Итак, исходная информация. Канадские ученые (Heisz, Pottruff & Shore, 2013) задались вопросом, почему женщины узнают лица лучше, чем мужчины. Экспериментаторы показывали мужчинам и женщинам большое количество фотографий, регистрируя движения и фиксации глаз с помощью специального устройства – «айтрекера».

Айтрекер – устройство, используемое для определения ориентации оптической оси глазного яблока в пространстве (то есть для айтрекинга). Отслеживается и графически фиксируется последовательность перемещения зрачков. Айтрекеры используются в исследованиях зрительной системы, психологии, когнитивной лингвистике и юзабилити-исследованиях.

Выяснилось, что женщины чаще фиксируют взгляд на картинке, чем мужчины, и это является критичным для запоминания лица. Удалось установить, что разница между мужчинами и женщинами проявляется прежде всего, когда мы видим кого-то незнакомого впервые. Именно в этот момент женщины видят больше, чем мужчины.

Однако когда одно и то же лицо появляется перед нами несколько раз, разница становится несущественной. Мужчины начинают распознавать лица на том же уровне, что и женщины. Исследователи советуют мужчинам освоить «женский» способ восприятия: смотреть чуть меньше на нос человека и чуть больше на рот.

Мы для проверки результатов эксперимента решили использовать обложки журнала «Наша Психология». Во время Российской недели маркетинга наша исследовательская группа пригласила участников конференции пройти любопытный эксперимент. Исследуемых посадили у большого монитора, оснащенного модулем «айтрекера». Они прошли процедуру корректировки: наблюдали за синим кружком, скачущим по экрану. Все движения глаз фиксировал прибор. Затем 15 мужчин и 15 женщин в течение пяти секунд рассматривали лица героев на обложках нашего журнала. Никаких задач на запоминание не ставилось, да и лица могли быть хорошо знакомы участникам. По фотографиям видно, что взгляд женщин фиксировал большую часть лица, в то время как у мужчин многие фрагменты лица оставались затемненными.

Итак, если вы мужчина и желаете улучшить возможности своего внимания, вам надо смотреть на лицо незнакомца энергичнее, стараясь ухватить как можно больше информации, обратив свое внимание на область рта. На глаза и нос вы и так посмотрите. Кто знает, возможно, начав смотреть на лица людей так же, как это делают женщины, вы станете лучше их понимать?

Heisz J. J., Pottruff M. M., Shore D. I. 

Females scan more than males: a potential mechanism for sex differences in recognition memory // Psychological Science. 2013. 24 (7). 1157–1163.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.