Образ жизни,

Дорожная пыль повышает риск развития рака у жителей мегаполисов

В ней содержится опасный канцероген, который попадает в атмосферу при сгорании автомобильного топлива.
www.pexels.com

В состав дорожной пыли входит множество элементов – частицы почвы, мелкий мусор, кусочки резины от автомобильных шин. На них оседают более опасные вещества, в том числе тяжелые металлы и ПАУ (полициклические ароматические углеводороды).

Пыль легко проникает в организм человека при дыхнии и контакте с кожей и может привести к серьезным проблемам со здоровьем. 

Ученые из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проанализировали содержание в дорожной пыли канцерогенного вещества бенз(а)пирена – одного из самых опасных ПАУ, который попадает в атмосферу при согорании автомобильного топлива и выбросах промышленных предприятий.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health

Исследователи собрали 160 образцов пыли во всех районах Москвы с поверхности дорог, имеющих разную транспортную нагрузку. Кроме того, дополнительно взяли 33 пробы во дворах, оборудованных местами для парковки автомобилей.

После этого они химически выделили бенз(а)пирен и определили его количество.

Выяснилось, что среднее содержание бенз(а)пирена на территории Москвы составило 0,23 миллиграмма на килограмм, что почти в 53 раза превысило его уровень в естественных почвах за пределами города.

Причем наиболее загрязненными были дворовые территории, используемые жителями для парковки автомобилей.

Места отбора образцов дорожной пыли в Москве

Кроме того, высокое содержание бенз(а)пирена (0,3 миллиграмма на килограмм пыли) оказалось характерным для крупных широких дорог с интенсивным движением, таких как МКАД и Третье транспортное кольцо.

Ширина и длина улиц, а также средняя высота ограничивающих их зданий также влияет на количество канцерогенного вещества в дорожной пыли. 

Здания высотой более двадцати метров, характерные примерно для трети московских улиц, вызывают ухудшение их продуваемости, что усиливает аккумуляцию бенз(а)пирена в 1,6 раза.

Более того, исследователи выяснили, что различные районы Москвы загрязнены неравномерно.

Наибольшее количество бенз(а)пирена обнаружили в пробах из Северного, Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов.

Именно в этих зонах располагаются крупные промышленные объекты — мусоросжигательные заводы и ТЭЦ, а также чаще всего возникают пробки.

Ученые рассчитали, какое количество бенз(а)пирена ежедневно поступает в организм москвичей и как он может навредить здоровью.

Выяснилось, что в центре, на севере и северо-востоке города концентрации бенз(а)пирена превысили норму в пятьдесят раз, что увеличивает риск развития у людей онкологических заболеваний в 2–3 раза по сравнению с остальными районами Москвы.

Распределение бенз(а)пирена в дорожной пыли на территории Москвы

«В этой работе мы доказали, что повышенное содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли создает угрозу здоровью жителей Москвы. Большой научный и практический интерес представляет выявление особенностей химического состава дорожной пыли в районах Москвы не только с высокой транспортной нагрузкой, но и с сильным промышленным и строительным воздействием», — рассказала руководитель проекта по гранту РНФ Наталья Кошелева, профессор кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Она добавила, что данное исследование проводилось летом и было ограничено временными рамками. В дальнейшем ученые планируют более подробно изучить сезонные изменения количества бенз(а)пирена в городской пыли.

10 новых диагнозов, появившихся в 2022 году:

Читайте также: Склиф, Бурденко, Филатовская: чьи имена носят столичные больницы? Не пропустите ролик:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.