Образ жизни, , Православие и мир

«Чтобы вытерпеть боль, я закапывалась в сугроб». А теперь она ныряет в прорубь и планирует экспедицию в Арктику

Шолпан Зиганшиной 47 лет. У нее онкология и инвалидность первой группы по зрению. Ее диагнозы: киста головного мозга и позвоночника, гемангиома, атрофия зрительного нерва… Круглый год она купается в ледяной воде и мечтает покорить Арктику.
Личный архив Шолпан Зиганшиной

Снег и холод когда-то стали для Шолпан спасением от постоянных головных болей, теперь они — возможно, путь к выживанию. Три раза в неделю Шолпан едет на озеро Боярское под Томском плавать в холодной воде. Летом отправляется на Байкал. Врачи только разводят руками.

Звезда, гаснущая последней

Шолпан в переводе с тюркского языка означает «рано утром, возле тающей луны горит звезда, которая тухнет самая последняя». Это утренняя звезда, а точнее, планета Венера. Тюрки не случайны в жизни Шолпан. Ее бабушка — крымская татарка, которую в середине XX века в теплушке увезли в Казахстан.

— Мне в детстве бабушка рассказывала, что теплушки были маленькие, везли в основном молодежь, — вспоминает Шолпан. — Увозили в Казахстан. На каждой станции их снимали и отправляли дальше на повозках в селения. Их было в теплушке двое: бабушка и ее сестра. Пыталась найти ее сестру, но документов нет, а воспоминаний мало. Мне отказали. В Крым бабушка так и не вернулась. Я видела ее последний раз живой в 1991 году…

Сама Шолпан уехала из Казахстана в 2017-м по программе переселения. К старшей дочери. За шесть месяцев жизни в Томске смогла получить российское гражданство и найти работу в ТГУ. У Шолпан три диплома. В настоящий момент она учится в магистратуре ТГУ по программе «Изучение Сибири и Арктики».

Приходила домой синяя и в порезах

Шолпан вспоминает, что с детства была болезненным ребенком. Каждый год в течение семи лет — воспаление легких различной формы тяжести.

— Кончилось все тем, что мне часть легких вырезали. Я всегда простывала, болела. Жила с головными болями, случалось предобморочное состояние. Синяя, маленькая, худенькая. И когда выбор стоял между теплом и холодом, я выбирала тепло. Всегда выбирала тепло. Если надела сарафан, то обязательно накину сверху кофточку. Еще и носки надеть. Зиму я не любила, — говорит она.

Тогда у женщины был плохой период в жизни: постоянные стрессы и волнения. Развод с мужем, переезд в другую страну. И болезни начали прогрессировать. До этого Шолпан Зиганшина жила обычной жизнью — занималась спортом, хорошо себя чувствовала.

— Врачи ничем мне не могли помочь. У меня были очень сильные головные боли, приступы. От недели до месяца. Тебя тошнит, жидкий стул, давление от 180 и потом падает до 80. И лекарства не помогают. И чтобы справиться с болью, я закапывалась в сугроб. В Казахстане мы жили в частном доме. Во дворе я лежала по часу, по два часа. Заходила домой вся синяя, в порезах. И холодом я стала спасаться, — говорит Шолпан.

Личный архив Шолпан Зиганшиной

Озеро под Томском, Байкал и Арктика

Впервые в холодную воду Шолпан зашла в Томске. Говорит, что после первого заплыва был шок. 

В зимнем плавании главное, чтобы тебя сопровождали в первый раз. Насколько тебе комфортно с этим человеком, настолько приятным будет и опыт.

— Мне повезло, у меня был профессионал. Это был доцент, всесторонне развитый человек. Он мне давал всю информацию о зимнем плавании дозированно. Конечно, был шок. Новые чувства, новые эмоции, — вспоминает она.

Купается Шолпан в озере Боярском. Приходит позже томских моржей, ей так комфортнее: людей меньше. Очереди нет. Когда много людей, то приходится стоять долго на снегу, прежде чем зайдешь в прорубь, а потом ждешь, когда можно будет выйти. 

В другие водоемы или реки Шолпан не погружается. В Томи или Ушайке слишком грязно. В других поплавать пока не было возможности, хотя Шолпан очень хочется. Она человек, который любую новую местность начинает изучать с водоемов. Однажды, будучи в экспедиции, удалось поплавать в Оби.

Плавает Шолпан три раза в неделю. Это важно, потому что главное в зимнем закаливании — систематичность и постоянство.

— Если решила, что три раза в неделю будешь плавать, идешь и окунаешься. Даже если у тебя в первую неделю минус 10, во вторую — минус 20, в третью — минус 30. Проводишь одинаковое время в воде, несмотря на погоду и температуру. После купания через некоторое время тебя начинает бить дрожь. Иногда это бывает по дороге домой. Я, когда вечером возвращаюсь с озера, ловлю попутку. Водители спрашивают: хорошо ли я себя чувствую. Да, отвечаю, я недавно в проруби купалась. Они удивляются, — смеется она.

Шолпан говорит, что в минус сорок вода кажется горячей. Из нее даже не хочется выходить.

Хотя войти в прорубь в мороз нелегко. Но важно быстро раздеться и погрузиться в воду, тогда уже не замерзнешь. Еще важна дыхательная гимнастика — сосуды сужаются до максимума. 

— Когда я начала заниматься зимним закаливанием, пересмотрела всю свою жизнь. После определенного этапа, когда уже устала все время болеть, я интуитивно стала вырабатывать пути выхода из этого состояния. 40 лет болеешь, может, уже надо напрячься и подумать, что делать… У меня получилось. Я, человек, который никогда зиму не любил, посмотрела на территорию России и сказала: да, я хочу в Сибирь и в Арктику. Тема холода мне начала нравиться, — говорит она.

Личный архив Шолпан Зиганшиной

«Врачи мне дают месяц, год, два…»

Томские врачи разводят руками, когда Шолпан приходит к ним для очередного обследования.

— Когда я прихожу к ним, то нейрохирурги и неврологи говорят, что это нестандартная ситуация, такое в их практике впервые, — говорит Шолпан.

— Они просто смотрят, что будет со мной дальше. Возгласов от них, как это здорово, конечно, не услышишь, потому что я занимаюсь экстремальным видом спорта. И это учитывая мое состояние. Они просто предполагают, как долго это затянется: месяц, год, два. Маленькие сроки дают.

Родные тоже ее поддерживают. Помнят, в каком Шолпан была состоянии. Она могла идти, а потом упасть на четвереньки и ползти. Или потерять сознание.

— Они ждали, что же со мной будет в следующий раз. Такой эффект неожиданности. Учитывая, что было и что сейчас, они, конечно, только за то, чтобы я продолжала закаливаться. Они боятся того, что я каждый раз усложняю себе задачу и ставлю новые вершины. И двигаюсь к ним. К спортивным задачам надо готовиться, а это опять тренировки и холод. Они боятся, как бы мне хуже не стало. Но видят результат, что я до сих пор улыбаюсь и не болею. Могло быть и хуже. И они успокаиваются. Дочери начали со мной заниматься. Не постоянно, но окунаются. По настроению, — рассказывает Шолпан.

В планах Шолпан Зиганшиной поучаствовать в чемпионате мира по зимнему плаванию в Словении. Там томичка будет выступать наравне с другими спортсменами. Затем — экспедиция в один из арктических регионов. А к 2021 году Шолпан будет готова к арктическому кругосветному путешествию. Она хочет посетить пять стран вокруг Арктики.

Шолпан считает, что, кроме холода, ей помогает любовь к жизни. Она помогает ей идти к мечте. 

— Я по своей натуре не депрессивный и не негативный человек. Я легка на подъем. Люблю развиваться, узнать что-то новое. Я открытый человек. Наверное, все эти положительные качества перевешивают замкнутость, обиду, желание закрыться в четырех стенах. Это помогает мне бороться дальше, — заключает Шолпан.

Читайте также:

«Она будет только лежать». Как парализованная девушка стала депутатом и руководителем фитнес-клуба

Просто будь: история изобретателя-активиста с ДЦП

«За время беременности я похудела на 20 кг — врачи не понимали, что происходит»

Смотрите наши видео:

Контент недоступен
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.