Наука и практика,

Что врачи думают о пациентах?

Накануне Дня медицинского работника, который в этом году отмечают 19 июня, проект «Здоровье Mail.Ru» спросил у врачей разных специальностей, раздражают ли их пациенты, что они скрывают и какие вопросы забывают задать.

Сергей Мосин, заведующий отделением эндокринной и метаболической хирургии Московского Клинического Научного Центра, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, консультант «Здоровья Mail.Ru».

По крайней мере, четырех из пяти жалоб от пациентов в «вышестоящие инстанции», по моему мнению, можно избежать — всего лишь поговорив с пациентом на несколько минут дольше, чтобы у него не осталось нерешенных вопросов.

Большинство пациентов врача действительно понимает, если он с ними умеет грамотно разговаривать. Иногда пациенты не могут или не хотят понять врача, и это может приводить к определенным проблемам, но в большинстве случаев их удается избежать.

Мне кажется, если у пациента сложились доверительные отношения с врачом, он не будет ничего скрывать. А возникнуть такие отношения могут уже с первых минут общения.

Например, по закону, пациент может по своему желанию не сообщать врачу о наличии у него вируса иммунодефицита (ВИЧ). Но если у него об этом спросить — он должен сообщить, если он является носителем вируса ВИЧ, в противном случае это будет ложная информация со стороны пациента.

Надежда Зыкова, невролог, сеть клиник «Авеста»

Пациенты в большинстве случаев обращаются к врачу потому, что иных ресурсов — советов родственников и соседей, коллег по работе и (очень часто) всезнающего интернета — уже не осталось.

...Итак, пациент пришел к врачу.

Только десятая если не сотая часть обращающихся делает это спокойно, выполняя досконально полученные инструкции, следуя данным рекомендациям, пишет врач на своей странице в Фейсбуке.

Не принимая факта, что маршруты пациента в системе здравоохранения подчинены приказам и инструкциям и применяются годами в каждом учреждении, большинство пациентов пытаются адаптировать порядки ЛПУ под свои личные убеждения и нужды.

Людям даже в голову не приходит, что врач или другой медработник, отступивший от инструкции, становится нарушителем заведенного порядка и многим рискует.

Большинство пациентов требует для себя каких-либо преференций, наивно полагая, что медработники обязаны пойти им навстречу.

Пациенты и их близкие действительно видят реальность искаженно, приписывая медикам несвойственные им функции, возможности и мотивацию; легко подменяют действительное желаемым и стараются навязать свое видение ситуации всем, кто так или иначе задействован в процессе.

Антон Родионов, кардиолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии No1 лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, консультант «Здоровья Mail.Ru».

Все, что пациент "забыл рассказать" на приеме, — это ошибка врача.

Студентов еще на 3 курсе учат, что собрать анамнез — это не просто посидеть, послушать и записать рассказ пациента.

Врач должен активно расспросить обо всем, что каким-либо образом может иметь отношение к ситуации. Например, если не задать молодой женщине с повышенным давлением вопрос, как она предохраняется, можно пропустить частую причину гипертензии — прием оральных контрацептивов.

Чаще всего пациенты скрывают вредные привычки, особенно употребление алкоголя и психоактивных веществ; инфицирование ВИЧ и гепатитами.

Многие не хотят рассказывать о стрессовых факторах, которые нередко способствуют «обострениям» соматических заболеваний.

Бывает и такое, что пациенты рассказывают много личного, особенно если это одинокие пожилые пенсионеры. Впрочем, это вполне логично и объяснимо. Задача врача в этой ситуации — деликатно, но настойчиво перевести разговор в нужное русло.  

Если молодой и внешне активный пациент достает из сумки огромную папку с результатами анализов, исследованиями и заключениями специалистов, возможно, лечить его будет нелегко.

Александр Федорович, врач-психиатр, врач-психотерапевт высшей категории, занимается частной практикой

Вопрос доверия между врачом и пациентом — довольно специфический. Наверное, раздражает, когда пациент собирает информацию по форумам и потом выдает это врачу как критику: "А вот один врач говорит вот так. А почему вы делаете по-другому?".

Я же настроен на то, что если пациент пришел, у нас должны быть доверительные отношения — чтобы решить конкретную проблему.

Мне не совсем понятно, почему я должен доказывать свою компетентность и каким-то образом хвалиться ей.

Непонятна позиция, когда пациент не настроен на стандартную терапию, а хочет все и сразу: вечером таблетку, а утром — проснуться молодым, здоровым, красивым и богатым. При этом не прилагая никаких усилий.

Еще один сложный момент — когда пациент приходит за поддержкой, но не выполняет рекомендаций. Или когда самостоятельно назначает и отменяет препараты.

Алла Щербакова, кандидат медицинских наук, педиатр «Клиники здоровья», консультант «Здоровья Mail.Ru»

Я с большинством своих пациентов стараюсь дружить. На приеме мы не обсуждаем личные вопросы, а медицинский аспект предполагает максимальную открытость.

Конечно, бывает, что пациенты рассказывают про свою личную жизнь, — я отношусь к этому спокойно.

Это не интимные подробности, а личный распорядок дня, режим сна, особенности питания, физической нагрузки ребенка.. Бывает так, что эти подробности помогают поставить диагноз.

Родители часто забывают спрашивать какие-то мелочи, подробности, тонкости. Приходят на прием с большим вопросом, получают на него ответ, а вторичные маленькие вопросы — забывают.

Невоспитанные дети проводят на приеме короткое время — а дальше идут домой со своими родителями. Воспитание детей — это проблема их родителей.

У некоторых пациентов есть личный телефон врача, и эти мелочи пациенты начинают выяснять по телефону. Конечно, это дополнительная нагрузка, и такие звонки могут мешать и приему, и личному времени врача.

Договориться можно практически с любым ребенком, даже с самым невоспитанным. Я осмотрю его в любом случае, даже если он кричит и шумит.

Камиль Бахтияров, акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, врач высшей категории, профессор, сеть медицинских клиник «Семейная»

Гинекология — область интимная, и женщина всегда должна чувствовать уважение врача.

Я считаю, что в работе врача должна быть некоторая сервисная составляющая. В этом преимущество частных клиник — доктор предоставляет определенный сервис.

Пациенты сегодня очень грамотные, начитанные, изучают разные медицинские технологии и отзывы в интернете, и только после этого приходят на прием.

Мне это нравится, с грамотными пациентами намного приятнее и легче работать. Видно, что они заинтересованы в своем здоровье.

Может быть и такое, что пациент вызывает  непонимание. Например, когда у женщины возникает острая ситуация со здоровьем, мы решаем проблему, а после пациентка не посещает контрольные осмотры. А потом острые ситуации повторяются.

Испытывать к пациенту негативные чувства — это непрофессионализм. Врач должен оставлять за дверьми кабинета все свои отрицательные эмоции.

Павел Бранд, невролог, кандидат медицинских наук, медицинский директор сети клиник «Семейная»

Недовольство, злость, раздражение и другие подобные чувства сильно мешали бы моей работе — я всегда стараюсь абстрагироваться от личности человека и воспринимать его просто как пациента.

Все пациенты разные. Я не могу охарактеризовать их одним словом, единственное, что их всегда объединяет, — это проблемы со здоровьем. 

Неважно, какой у него характер, достоинства и недостатки. Он пришел ко мне за помощью, доверил мне свои проблемы и свое здоровье, и я делаю все возможное, чтобы его вернуть.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.