Наука и практика, , ТАСС Наука

Что делать с утомляемостью после COVID-19. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

Советы для тех, кому мешает упадок сил после болезни, тревожные данные из Великобритании, исследования об инфицировании клеток иммунной системы — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ.
unsplash.com

Из-за COVID-19 пациенты чувствуют себя усталыми. По некоторым оценкам, у 13–33% перенесших болезнь утомляемость сохраняется не менее 16–20 недель после появления первичных симптомов. Что известно об этой проблеме и как можно себе помочь, в колонке для The Conversation рассказывает доцент австралийского Университета Бонд Наташа Йейтс.

Утомляемость (англ. fatigue) ощущается по-разному. Кто-то чувствует слабость в мышцах, другие быстро теряют силы даже из-за самых простых действий, третьи ощущают усталость, даже если ничего не делают. Иногда не хватает физических сил, а иногда — умственных или душевных. Отличительный признак — отдых и сон не приносят облегчение.

Люди часто обращались к врачам из-за утомляемости и до пандемии. Наиболее тревожные симптомы, сопровождающие утомляемость: жар, необъяснимая потеря веса, странные кровотечения или синяки, боль, из-за которой просыпаешься, ночная потливость.

Если постепенно становится не лучше, а только хуже или если уже не получается о себе позаботиться, точно надо обратиться за помощью. После осмотра врач может направить на анализы и дополнительные обследования.

По одной оценке, утомляемость беспокоит 85% людей с постковидным синдромом («затяжным COVID-19»), но обычно у них есть и другие симптомы, а утомляемость, как видно, среди них встречается не всегда.

Утомляемость после COVID-19 также напоминает синдром хронической усталости (миалгический энцефаломиелит), который развивается в том числе после вирусных инфекций. На данный момент можно только сказать, что не у всех людей с утомляемостью после болезни появляются постковидный синдром или синдром хронической усталости.

Ковид-арт – 15 выдающихся картин на стенах:

Иногда утомляемость бывает, даже если COVID-19 протекал легко. У вакцинированных эта проблема встречается реже, к тому же они реже болеют. Терапии с доказанной эффективностью пока нет, но имеет смысл прислушаться к следующим рекомендациям.

Возвращайтесь к привычным делам постепенно. Расставьте приоритеты и сосредоточьтесь на том, что можете делать, а не на том, что не можете.

Медленно наращивайте физические нагрузки. Первое время может понадобиться помощь специалиста — пусть лечащий врач кого-нибудь посоветует.

Не корите себя за то, что подолгу спите. Во сне организм экономит энергию и восстанавливается. Важно соблюдать режим, но также отдыхать днем, если чувствуется усталость.

Ешьте разные питательные продукты. Из-за потери обоняния, вкуса и аппетита это не так-то легко. В этом случае стоит рассматривать еду как необходимость. Чего делать не следует, так это тратиться на чудодейственные средства, которые хорошо показали себя в маленьких исследованиях. Более тщательные проверки обычно доказывают, что толку от них практически нет.

Ведите дневник, чтобы отслеживать свое состояние и видеть улучшение. Если же состояние, наоборот, ухудшается, надо обратиться к врачу.

В Англии прогнозируют рост смертности от COVID-19

Рост заболеваемости среди англичан из младших возрастных групп, похоже, замедляется или даже остановился, но жители в возрасте от 55 лет и старше болеют все чаще. Из-за этого может увеличиться число госпитализаций и смертей. Подробности — в статье The Guardian.

Согласно последним результатам долгосрочного исследования React-1, которое проводят ученые из Имперского колледжа Лондона, с 9 по 31 марта 2022 года COVID-19 был у 6,4% всех англичан. Среди пожилых распространенность составила 8,31%, что в 20 раз превышает среднее значение показателя с мая 2020-го по март 2022-го. Оценки рассчитаны по тестам на коронавирус 100 тыс. человек, отобранных случайным образом.

Национальная статистическая служба Великобритании заявила, что 25 марта недельная смертность с COVID-19 выросла на 14% и достигла значений середины февраля. Пик смертности в первую «омикроновую» волну пришелся на последнюю декаду января. Число госпитализаций с COVID-19 приближается к пиковому значению той волны. Впрочем, показатели все равно намного ниже абсолютных максимумов, достигнутых в начале 2021 года, когда массовая вакцинация только началась.

Также ученые из Имперского колледжа Лондона выявили восемь новых случаев заражения рекомбинантными формами коронавируса, которые иногда возникают при заражении двумя разными вариантами SARS-CoV-2.

Пять из них — так называемый вариант XE, обладающий мутациями «омикронов» BA.1 и BA.2. По предварительной оценке из другого исследования, XE распространяется на 10% быстрее, чем BA.2. К 22 марта в Англии выявлено 637 таких случаев.

Правительство Великобритании перестало финансировать исследование React-1, поэтому данные были опубликованы в последний раз. Национальная статистическая служба продолжит наблюдения.

Коронавирус все-таки может заражать клетки иммунной системы

Два исследования подтвердили, что SARS-CoV-2 способен инфицировать минимум два типа клеток иммунной системы и размножаться внутри них. Вероятно, в том числе из-за этого может начаться сильное воспаление, и тогда COVID-19 протекает тяжело. О новых работах рассказывает Nature.

Ранее ученые сомневались, что коронавирус может заразить клетки иммунной системы. На этих клетках мало рецепторов ACE2, которые SARS-CoV-2 обычно использует для проникновения. Иногда в таких клетках обнаруживали генетический материл вируса, но это можно было объяснить тем, что клетки сами поглотили "ошметки" вируса.

В новых работах исследователи установили, что в одних случаях SARS-CoV-2 достаточно тех немногих рецепторов ACE2, что есть. Также он пользуется другим рецептором, но тогда частица сначала связывается с антителом, а уже с его помощью проникает в клетку. Следует отметить, что для этого годятся не все антитела. В эксперименте проверили антитела, вырабатываемые после вакцинации препаратом BioNTech/Pfizer, — они не способствовали инфицированию.

Первая команда ученых проверила кровь больных людей и обнаружила в ней необычно много мертвых клеток-моноцитов, а внутри — следы вируса. Они предположили, что из-за инфекции внутри клеток началось воспаление, что привело к их гибели.

В другом типе клеток, макрофагах, они нашли воспалительные молекулы, часть из них была заражена. В то же время в инфицированных клетках легочного эпителия признаков воспаления не было.

15 продуктов, которые убивают коронавирус:

Вторая команда также смогла увидеть, что SARS-CoV-2 заражает и размножается в макрофагах. Один эксперимент проделывали на мышах. Животным ввели препараты — блокаторы воспалительных молекул, приводящих к гибели клеток.

Это уберегло мышей от тяжелого поражения легких. В воспаленных клетках прекращалось размножение вируса, а когда воспалительные молекулы были нейтрализованы, клетки производили способные к заражению вирусные частицы.

Вероятно, это защита организма, но она может приносить больше вреда, чем пользы. Впрочем, нужны дополнительные исследования, чтобы оценить вклад этого механизма в развитие тяжелого COVID-19. Другие механизмы могут быть важнее.

Подготовил Марат Кузаев

Читайте также: Ковид депрессивный: как заболевание влияет на ментальное здоровье. Не пропустите ролик:

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.