Образ жизни, , МЕД-инфо

Аутизм у ребенка: проявления, правила воспитания

Согласно DSM III, аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития.

Он характеризуется ранним (до 2,5 лет) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией (неконтролируемым автоматическим повторением слов, услышанных в чужой речи), причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества, но, в редких случаях, отклонения проявляются в первые 5 лет.

Аутизм – это расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга ребенка. Образно говоря, система, отвечающая за восприятие внешних стимулов, дает сбой, в результате которого малыш неоправданно остро реагирует на одни явления внешнего мира, а других, напротив, совершенно не замечает, игнорирует. При слове «аутизм» многие наверняка вспоминают Рэймонда, молодого человека, страдавшего данным недугом, но наделенного при этом энциклопедической памятью и исключительными математическими способностями, образ которого в фильме «Человек дождя» создал киноактер Дастин Хоффман, удостоившийся «Оскара» за свою игру. На самом же деле, большинство детей-аутистов не обладает подобными сверхспособностями, хотя, справедливости ради, надо отметить, что бывают среди них и исключения, вызванные так называемым синдромом саванта или савантизмом (от слова savant – ученый). Одаренных аутистов насчитывается, по разным данным, от 0,5 до 10%.

Все существующие диагностические системы (DSM-III-Р, DSM-IV и МКБ-10) сходятся во мнении, что для постановки диагноза аутизма в клинической картине должны присутствовать 3 основных нарушения:

  • недостаток социального взаимодействия;
  • недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной);
  • недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Когда эти 3 группы симптомов проявляются вместе, их часто называют «триадой». Между тем, узких диагностических критериев заболевания значительно больше. Об аутизме говорят, если у малыша отсутствует спонтанное желание поделиться своей радостью, наблюдается задержка развития или полное отсутствие разговорной речи, неспособность поддерживать беседу и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Отсутствие желания играть и скудность воображения при постоянной увлеченности небольшим набором стереотипных действий, ритуалов – это также недобрый знак.

Нужно знать, что дети с диагнозом «аутизм» очень сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что малыши могут иметь разнообразные отклонения, не относящиеся к основному недугу. Чаще всего, заявляют о себе умственная отсталость и эпилепсия. Кроме того, степень нарушения когнитивных, речевых и социальных навыков всегда индивидуальна. У некоторых детей, как говорилось выше, на фоне аутизма, напротив, проявляются незаурядные умственные способности. В связи с этим никогда нельзя точно спрогнозировать, какова будет картина заболевания у конкретного маленького пациента.

Полную версию материала читайте на сайте МЕД-инфо. 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.