Образ жизни, , МЕД-инфо

Антон Радус: «У пациента есть не только права, но и обязанности»

Конституция РФ дает каждому гражданину России право на бесплатную медицинскую помощь. Однако на практике реализовать это право порой бывает очень непросто, особенно если необходимы длительное дорогостоящее лечение или операция.

Сейчас многих пациентов призывают защищать свои права, но мало кто знает, как это сделать грамотно. Куда обращаться, как аргументировать свою позицию и как заставить чиновников обратить на себя внимание? Об этом МЕД-инфо расскахал медицинский юрист Антон Евгеньевич Радус.

— Что нам говорит закон?

— Современное законодательство РФ содержит несколько оснований для обеспечения больных бесплатной медицинской помощью. Во-первых, это федеральный закон № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации». В нем прописаны основные права пациентов, объемы и виды медицинской помощи. Наибольший интерес представляют 19-22 статьи.

Так, в пункте 5 статьи 19 описаны основные права пациентов. В частности, пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Кроме того, у него есть право на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию, получение консультаций врачей-специалистов, облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством.

В статьях 19-22 ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» прописаны основные права пациентов, объемы и виды медицинской помощи. 
Однако любым правам должны соответствовать те или иные обязанности. Врач обязан оказывать медицинскую помощь в рамках своих компетенций, предоставлять пациенту необходимую информацию о состоянии его здоровья, соблюдать врачебную тайну.

Обязанности имеются и у пациента. Он обязан заботиться о состоянии своего здоровья, проходить медицинские осмотры и лечение. Это, как правило, касается лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. А также пациент обязан соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских учреждениях.

— Может ли пациент отказаться от медицинского вмешательства?

— Может, такое право у него тоже есть.

  — Расскажите об этом поподробнее.

— В настоящее время действует особая модель взаимодействия между врачом и пациентом. Раньше (в советское время) это была модель патерналистская. То есть врач брал на себя всю полноту ответственности за исход лечения и не был обязан информировать пациента о своих профессиональных решениях. Сейчас имеет место другая модель — договорная. Пациент вступает с врачом в партнерские отношения, у каждой из этих сторон есть свои права и обязанности. Иными словами, пациент больше не является некой пассивной фигурой, законодательство позволяет ему самостоятельно принимать определенные решения в отношении своего здоровья.

Право на информацию, выбор медицинской организации, информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства как раз и закрепляют данную модель. В данном случае наиболее продуктивной оказывается именно активная позиция пациента.

— То есть врач обязан сообщать информацию пациенту, но при условии, что он этого хочет?

— Да, но по нормам закона это право не реализуется само собой. Для получения информации о состоянии здоровья пациент должен прямо об этом заявить: либо написать заявление для получения письменных документов, либо задать прямой вопрос лечащему врачу. Врач не обязан сообщать эти сведения по собственной инициативе. Бывают достаточно сложные ситуации, например, при неблагоприятном прогнозе лечения. 

Полную версию материала читайте на сайте МЕД-инфо.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.