Все мы хотим верить, что делаем все для того, чтобы быть хорошими партнерами и друзьями. Но что, если мы, не желая и не осознавая этого, наносим своим любимым людям душевные раны? На самом деле такой сценарий поведения, постепенно разъедающий доверие и эмоциональную близость в отношениях, встречается достаточно часто.
Психолог Джеффри Бернстайн приводит три примера поведения, приносящих наибольшую душевную боль, и советует, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону.
1. Обесценивание чувств близкого человека
Вы отмахиваетесь, относитесь пренебрежительно, игнорируете чувства собеседника, часто говоря что-то типа «да успокойся ты», «подумаешь, да что такого случилось-то» или «ты уж слишком нежный (ая)». В результате человек чувствует, что его не слышат, им пренебрегают, а он и его эмоции не важны. Это ведет к накоплению горечи и досады, нарушению коммуникации между вами. Со временем атмосфера в таких отношениях может стать токсичной, ваш партнер или друг будет стараться скрывать свои истинные чувства и не делиться с вами важными для него вещами. Вместо того, чтобы обесценивать чувства близкого человека, старайтесь практиковать активное слушание и эмпатию. Когда вам говорят о чем-то важном, дайте собеседнику понять, что вы признаете его право испытывать сильные эмоции. «Вижу, ты очень расстроился (ась) из-за этого, но я здесь, чтобы тебя выслушать и утешить», — вот что вы должны транслировать своим поведением.
2. Помещение себя на первое место
Если вы всегда стараетесь повернуть разговор так, чтобы говорить о своих проблемах и переживаниях, вы тем самым ненамеренно оттесняете друга или партнера, его проблемы и потребности на обочину. Это выглядит довольно эгоистично и нарциссично. Например, он или она начинает рассказывать вам о тяжелом дне на работе, а вы тут же, не дослушав, переключаетесь на рассказ о своих рабочих проблемах. Если вы замечаете за собой такое поведение, постарайтесь делать осознанные усилия к тому, чтобы разговор был сбалансированным. Если человек делится с вами чем-то, подавляйте в себе желание немедленно сообщить, что с вами было то же самое, или рассказать, как вы относитесь к такой ситуации. Вместо этого прежде, чем начать говорить о себе, дайте собеседнику возможность полностью выговориться, выразить свои мысли и чувства. Слушайте, задавайте вопросы, проявляйте заинтересованность и сочувствие.
3. Затаивание недовольств и обид
Когда прошлые претензии постоянно всплывают в ссорах, кажется, что вы мстительны и злопамятны, даже если вы всего лишь хотели быть честным. Тем не менее затаивание злобы, обид и претензий приводит к тому, что вы попадаете в порочный круг нерешенных проблем и конфликтов. Постоянно вытаскивая на свет старые обиды, вы даете собеседнику понять, что вы его так и не простили. Все это ведет к утрате доверия и токсичной атмосфере, когда вы оба ходите по краю, боитесь допустить ошибку, чтобы потом вам ее не припомнили и не обратили против вас. Дайте прошлому уйти и сосредоточьтесь на настоящем. Постарайтесь двигаться дальше, а не возвращаться к проблеме раз за разом во время конфликтов. Помните, что простить — это значит не поощрить плохое поведение, а освободить себя и близкого человека от цепей болезненного прошлого.