Консультации / Психология и психиатрия

Послеродовой психоз

Игорь Евгеньевич! Помогите разобраться . После родов в феврале 2017 у дочери началась активность, за все хваталась, строила планы по работе, по дальнейшей учёбе. Затем через 10 дней бессонница, пропал аппетит, тревога, страх, стала чувствовать себя индиго, освещала квартиру...Обратились к врачам-положили в больницу Торендо 4 мг+циклодон. Через 2 недели забрали домой, циклодон не добавляли. Всё время она спала, вялая, речь медленная, затруднённая. Во рту сухость, запоры. Врач изменил дозу Торендо 2мг на ночь. Стало лучше. НО эмоций нет, радости тоже. Через 1,5 месяца стала совсем апатичной, лицо как маска , сон стал пропадать, ничего не интересует, к ребенку подходит НО говрит, что не умеет с ним играть, боится его плача, не чувствует любви.. из-за бессоницы обратились к врачу-назначил феназипам. Предложил поменять препарат на Зипрексу 5 мг. Может прекратить всё,? Может это депрессия?
Здравствуйте, да, конечно, на данный момент присутствует или выходит на первый план именно депрессия, однако, судя по Вашему описанию, она является не первичной (первично, изначально был психоз, а не депрессия; вероятнее всего, именно из тех, какие называют "послеродовыми психозами"), а вторичной, т.е. развившейся уже после выхода из состояния психоза. Это вполне типично, такие депрессии так и называются - постпсихотическими. Они или постепенно проходят сами, или требуют коррекции антипсихотической терапии (что, очевидно и предлагает Ваш врач; хотя лично на мой взгляд, и ТОЛЬКО ЕСЛИ нет никакой угрозы обострения психоза, то, ВОЗМОЖНО, предпочтительней были бы арипипризол или сердинтол или амисульприд) или/и требуют добавления антидепрессанта. Вариант буквально "прекратить все" в таких случаях отпадает полностью, иначе крайне велика вероятность, что вслед за этим, соответственно, и "вернется все". Поддерживающая антипсихотическая терапия после первого психотического эпизода никак не может быть менее 1 года, причем при условии сохранения полной ремиссии - отсутствия любых признаков психоза на протяжении всего этого периода. Другое дело, что поддерживающая (профилактическая) терапия должна быть идеально переносимой и не способствующей развитию и/или сохранению вторичной (постпсихотической) депрессии. Это мой комментарий к прочитанному в Вашем письме, вся тактика лечения, безусловно, за лечащим врачом. При грамотном подходе (а Ваше описание явных поводов сомневаться в этом не дает) такие ситуации, хотя и переживаются очень драматично, но в конечном итоге существенных сложностей для лечения не представляют. Всего доброго!
Игорь Евгеньевич! Спасибо Вам огромное. Забыла спросить, врач прописал по утрам МЕМАНТИН (сказал, что область применения этого препарата расширилась.) Это как корректор или.. ? Есть ли в нем необходимость ? Спасибо Вам за помощь!
А вот такой уточняющий вопрос я бы настоятельно рекомендовал задать именно Вашему лечащему врачу - каковы именно цель и смысл данного назначения? Именно в данной ситуации - для чего конкретно? И дело не в том, что акатинол мемантин зарегистрирован исключительно для лечения старческих деменций преимущественно альцгеймерского типа, за годы успешного применения в этой сфере действительно могли появиться новые данные, о которых я, допустим, не знаю. В конце концов, сам врач может полагаться на свой собственный, подтвержденный практикой опыт. Дело в том, что я, в принципе, сторонник ЧЕТКОЙ И СТРОГОЙ ОБОСНОВАННОСТИ применения каждого препарата, особенно, когда речь идет об увеличении их одновременно принимаемого количества, что в конечном итоге (под маской, например, "комплексного подхода к лечению") может легко привести к такому известному любому врачу опасному явлению, как полипрагмазия - необоснованному назначению одновременно 3-4 (иногда еще более), не позволяющему ни учесть целый ряд химических взаимодействий между препаратами в организме, ни определить эффективность и, соответственно, необходимость использования каждого конкретного препарата из «схемы», ни дать возможности пациенту ясно понимать ход лечения и необходимости соблюдения назначений, что это особенно важно, когда речь идет о длительном применении психотропных средств, устрашающих историй о которых в народе и так более чем достаточно.
Спасибо Игорь Евгеньевич! Мемантин мы принимать не будем, назначение не понятно. Вы пишите, терапия нужна в течении 1 года, а возможно ли использование через 6-7 месяцев препаратов, которые не являются нейролептиками? Есть хоть какие-то опробованные схемы выхода с Зипрексы. Многие мучаются бессоницами после них. Это действительно сложно наладить? Спасибо Вам заранее за ответ.
Я не понял о каких "препаратах, не являющихся нейролептиками" идет речь. Если возникает необходимость в использовании дополнительных средств, то они применяются в соответствии с этой необходимостью когда бы то ни было. Никаких особых "схем выхода с Зипрексы" не требуется - поддерживающая антипсихотическая терапия просто плавно отменяется по указанию лечащего врача. Проблема оланзапина (зипрексы) - не бессонница, а возможность существенного увеличения массы тела за время приема.
Извините, наверно, я неточно выразилась. Можно ли через полгода вместо нейролептика употреблять например антидепрессант.
При необходимости антидепрессант может применяться не только после, но и одновременно с нейролептиком. Второй вариант даже более предпочтителен, поскольку при психотических расстройствах в отсутствии поддерживающей терапии многие антидепрессанты могут провоцировать психоз.
Консультация психотерапевта на тему «Послеродовой психоз» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 22 июня 2017
О консультанте
Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».

Очный консультативный прием в многопрофильном частном медицинском центре «Открытая Клиника» на Пресне осуществляется по адресу: Москва, Улица 1905 года, 7с1. Запись по телефону: 8 (495) 255-37-37. 

Заочные дистанционные онлайн-консультации доступны через сайт mental-medic.ru/online