Общество и государство,

Врач у телефона

Можно ли лечить людей издалека и в какую сторону развивается телемедицина в России, разбиралась Наталья Журавлёва.

Столичные власти в последнее время анонсируют новые сервисы для москвичей: SMS-уведомления о визите в поликлинику, консультация врача по Skype и по телефону.

«Горячая линия» московских врачей, которая должна была открыться в каждом административном округе до конца лета 2014, работает с 8 утра до пяти часов дня. По словам Игоря Владимировича Волокитина, заместителя главного врача поликлиники №218 по медицинской части (под эгидой этой поликлиники появился один из таких консультационных центров), именно в этот временной промежуток количество звонков пациентов резко возрастает.

Работающим на телефоне медикам запрещено ставить звонящим диагнозы и назначать лечение. Их дело – направить пациента к нужному врачу первичного звена (в зависимости от симптомов), записать его на прием в поликлинику, вызвать скорую или неотложную помощь.

Рабочее место каждого медика оснащено двумя мониторами. На одном из них отображается электронная система ЕМИАС, с помощью которой любого москвича можно записать на прием в поликлинику, на другом – прямая связь со «скорой» и «неотложкой». «Если звонящему действительно требуется экстренная помощь, врачи смогут не только вызвать ее одним нажатием на клавиатуре, но и подсказать, что делать до приезда бригады –не случайно все доктора-консультанты обучались неотложной помощи. Но, несмотря на это, они не будут иметь доступа к электронной истории болезни – это конфиденциальная информация», - подчеркнул Игорь Волокитин.
Проверить, кто звонит – житель столицы или ее гость – медики-консультанты тоже не смогут, ведь спрашивать номер полиса они могут только в том случае, если звонящий решил записаться к врачу (эти данные необходимо ввести в ЕМИАС). Медики должны будут рассказать обратившимся, куда пойти за медицинской помощью в столице, как получить льготные лекарства, как работают поликлиники. Врачебный прием по телефону они вести не будут.


Позвонить в информационно-консультивный центр СВАО можно по телефону: +7 (495) 471-01-59.


Зачем давать квалифицированным терапевтам и узким специалистам в руки вместо стетоскопа телефонную трубку, а вместо ларингоскопа – клавиатуру? «Чтобы разгрузить скорую помощь», - отвечает замглавврача поликлиники. «В регистратуру не звонят по таким вопросам, как в боку закололо. Как раз чтобы «скорая» приезжала вовремя на острые состояния, угрожающие жизни, например, на тяжелые травмы или автомобильные аварии», - рассказал он.

Консультационная служба с отдельным штатом врачей вскоре заработает в каждом административном округе столицы. Ее штаб будет располагаться на базе диспетчерской неотложной помощи каждого округа.

На вопрос о целесообразности такой службы фельдшер скорой помощи,  председатель независимого профсоюза работников «скорой помощи» «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков, ответил отрицательно. «С нашим народом такая линия вряд ли будет работать. Они скорее будут звонить на новую линию, а потом еще раз уточнять все в скорой. Просто потому, что так привыкли. У нас и в скорой 80 процентов всех вызовов являются непрофильными. Лежит человек, дней пять болеет, а потом вдруг решает «скорую» вызвать. Хотя идея относительно горячей линии ведь, в целом, благая. Однако она может начать работать, если введут штрафы за непрофильные вызовы на линию скорой. Но для этого уже надо менять законодательство», - считает он. 

Телемедицина

Сегодня наша жизнь немыслима без интернета. Он повсюду с нами – на работе, в транспорте, на планшете или телефоне, даже в телевизоре. Мы передаем по нему данные, обмениваемся фотографиями, делимся впечатлениями из отпуска и публикуем селфи. Согласно подсчетам компании Cisco, объем данных, передаваемых через интернет, к 2016 году достигнет 130 эксабайт в месяц, что эквивалентно информации, содержащейся на 33 миллиардах DVD-дисках. При этом интернет-устройств на планете к тому времени будет больше, чем людей.
Несмотря на обилие информации, передаваемой с помощью глобальной сети, мы по-прежнему не можем ходить к врачу «через интернет». Или можем?

Для этого существует телемедицина – предоставление медицинских услуг на расстоянии при помощи интернета. Тут существует несколько вариантов:

- телемедицинские консультации и консилиумы: совещание врачей в режиме онлайн или по электронной почте, консультация специалистов из федеральных центров для врачей из отдаленных районов, при необходимости – с участием пациента. При этом все участники консилиума получают необходимые для диагностики материалы: данные о состоянии больного, результаты его анализов, рентгеновские снимки или томограммы. Такая видеоконсультация для жителей Урала в 20 раз дешевле путешествия в Москву, для жителей Якутии и Забайкалья – в 40 раз;

- мобильная телемедицина: для работы на месте аварии. Небольших размеров диагностический комплекс можно использовать в отдаленных от крупных поселений и больниц местах, призван заменить телемедицинский кабинет;

- системы динамического наблюдения. Они используются для контроля состояния «хроников» и могут регистрировать ЭКГ, артериальное давление и другие жизненно важные параметры. Все эти данные отправляются врачу при помощи GPRS. Таким пациентам, как правило, очень удобно получать дистанционную консультацию врача вместо утомительных поездок по городу (особенно в этом случае выигрывают люди, имеющие проблемы с передвижением).

Телемедицинские центры работают уже в 40 российских регионах, удаленные консультации своим коллегам дают Московский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Бакулева, Российская детская клиническая больница (РДКБ), клиническая больница Управления делами президента РФ.

Кстати, согласно результатам опроса американской компании Technology Advice, 25,1% пациентов после личного посещения хотели бы общаться с врачом через e-mail, еще 13,6% - через онлайн-мессенджеры, а 42,9% предпочитают телефонные звонки.

Американская академия семейных врачей всячески поддерживает так называемые «электронные визиты». Под этим термином понимается общение с доктором онлайн при условии наличия защищенного канала передачи данных. «Электронный визит» возможен, если пациент уже был на приеме у врача. Виртуальная консультация, которая уменьшает количество очередей и потраченного впустую времени, оплачивается так же, как и обычная. Все идет к тому, что полноценные электронные визиты к врачам скоро будут возможны и в России.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.