Наука и практика,

Видеоигры в жанре «экшн» разрушают мозг

У любителей шутеров со временем снижается объем серого вещества в гиппокампе.
Depositphotos.com

Статья сотрудников психологического факультета Университета Монреаля опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Гиппокамп — ключевая зона мозга, в первую очередь отвечающая за пространственную память (помогающую человеку ориентироваться в пространстве) и эпизодическую память (воспоминания о событиях и ситуациях в прошлом). Чем больше серого вещества в гиппокампе, тем здоровее мозг. Сокращение серого вещества в этой зоне повышает риск депрессии, шизофрении, посттравматического расстройства, болезни Альцгеймера и других психических и нейродегенеративных болезней.

В мозге также есть альтернатива гиппокампу — хвостатое ядро стриатума. Она обеспечивает существование на «автопилоте», помогает формироваться привычкам и запоминать автоматические действия. Например, именно благодаря хвостатому ядру мы, сами того не замечая, добираемся с работы домой, или, раз научившись, никогда не можем разучиться ездить на велосипеде.

Как показали предыдущие исследования, компьютерные игры в жанре «экшн» в большей мере стимулируют активность именно хвостатого ядра, а не гиппокампа. До 85% игроков, продвигаясь по сценарию игры, полагаются в первую очередь на «автопилот» в ущерб пространственной и эпизодической памяти. Проблема в том, что чем больше задействовано хвостатое ядро и меньше активен гиппокамп, тем вероятнее его атрофия.

Ученые привлекли к участию в исследовании 97 заядлых игроков обоего пола. Все они должны были в течение в общей сложности 90 часов играть либо в популярные «стрелялки» типа Call of Duty, Killzone и Borderlands 2, либо в 3D-игры из серии Super Mario. Однако предварительно исследователи определили, к какому типу относятся участники — «гиппокамповому» или «автопилотному». Для этого каждому из них необходимо было найти путь через виртуальный лабиринт. При прохождении лабиринта те, кто полагался на гиппокамп, ориентировались по заметным объектам — скалам, горам, деревьям. Те же, кто принадлежал к «автопилотному» типу, не обращали внимания на ориентиры, а просто запоминали, сколько поворотов вправо и влево они сделали, начиная со стартовой позиции.

В итоге исследователи установили, что видеоигры могут быть как полезными для мозга, так и вредными для него в зависимости от их жанра и предпочитаемой игроком стратегии навигации по игре. Так, 90 часов игры в шутеры привели к значительному снижению объема серого вещества в гиппокампе у тех участников, кто задействовал при игре хвостатое ядро стриатума, то есть принадлежал к «автопилотному» типу. А у тех игроков, которые полагались в ходе той же игры на гиппокамп, объем серого вещества в этом регионе, наоборот, вырос. При этом игра в Super Mario оказалась полезной для всех участников, вне зависимости от предпочитаемой навигационной стратегии, приведя к росту объема серого вещества в гиппокампе.

Неврологи иногда советуют пациентам как юного, так и пожилого возраста, играть в компьютерные игры, чтобы развивать внимание и кратковременная память. Однако, как отмечают авторы исследования, прежде чем делать такие назначения, стоит подумать дважды, так как этим можно принести больше вреда, чем пользы. Полученные данные говорят о том, что пациентам, у которых и без того снижено количество серого вещества в гиппокампе — страдающим от болезней Паркинсона и Альцгеймера в сочетании с деменцией, а также от шизофрении, депрессии или посттравматического стрессового расстройства — лучше стоит воздержаться от игры в шутеры.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.