Наука и практика,

Ученые выяснили, почему время то летит, то тянется

Португальские исследователи изучили нейробиологические основы субъективного восприятия времени.
pixabay/CC0

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Как известно, наше внутреннее ощущение того, сколько часов, минут или секунд прошло между какими-либо событиями, очень непостоянно и зависит от психологического состояния: если нам весело, или мы погружены в работу, то кажется, что время летит, а если нам скучно или плохо — кажется, что оно тянется бесконечно.

Джозеф Патон (Joseph J. Paton) и его коллеги из Исследовательского центра Шампалимо (Лиссабон) установили, что субъективное восприятие времени зависит от активности нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин — одно из химических веществ, с помощью которых нервные клетки обмениваются сигналами между собой. Дофамин является важной частью так называемой «системы вознаграждения» в головном мозге, так как вызывает чувство удовольствия, и усиленно вырабатывается, когда мы делаем что-то, приносящее позитивные ощущения.

При этом, в случае ощущения времени, речь идет о группе дофаминовых нейронов, расположенных в компактной части черной субстанции — области среднего мозга, которая поставляет дофамин полосатому телу (стриатуму). Стриатум, в свою очередь, регулирует тонус мышц и работу внутренних органов, а также участвует в формировании условных рефлексов и контролирует поведение, связанное с добыванием пищи.

Свои выводы о роли дофаминовых нейронов в оценке продолжительности временных интервалов Патон и его коллеги сделали на основании результатов экспериментов на мышах. Животных натренировали так, что они не смогли судить, короче или длиннее полутора секунд продолжался интервал между двумя звуковыми сигналами. При этом исследователи следили за изменением активности дофаминовых нейронов черной субстанции. Оказалось, что от уровня этой активности зависит, недооценят или же переоценят мыши длительность интервала. Чем выше была активность нейронов, тем больше вероятность того, что временной промежуток пролетит для животных быстрее, чем на самом деле. И наоборот, чем ниже активность нейронов — тем выше шансы, что время для мышей будет течь медленнее.

Ученые предполагают, что аналогичный нейробиологический механизм существуют и в человеческом мозге. «Есть такое клише — юные возлюбленные проболтали всю ночь напролет и не заметив пролетевшего времени. Не исключено, что это результат работы их дофаминовых нейронов», — отметил Патон.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.