Образ жизни,

Психолог объяснил успех фильма «Оно»

Главный герой, клоун Пеннивайз, вызывает у нас одновременно и ужас, и восхищение.
Кадр из фильма «Оно»

Новая экранизация романа Стивена Кинга «Оно», рассказывающего о том, как в маленьком городке поселяется реинкарнация зла в образе страшного клоуна Пеннивайза, собрала в первый уикенд после выхода на экраны рекордный для фильма в жанре «хоррор» бокс-офис. 

Говоря в интервью AFP об истоках феномена «клоунофобии», нью-йоркский клинический психолог Александра Хэмлет (Alexandra Hamlet) отметила, что большая часть того ужаса, который нам внушают клоуны, связана с так называемым психологическим феноменом «зловещей долины».

Речь идет об эффекте, выявленном в конце 1970-х годов японским ученым Масахиро Мори. Изучая эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов, Мори обнаружил, что в какой-то момент, когда робот очень сильно напоминает человека, но все же чуть-чуть отличается от него, люди начинают испытывать вместо симпатии чувства страха и отвращения. «Самые страшные — персонажи, которые почти что люди, но все же не люди. Мало того, ужаса в этом случае добавляет сравнительно неподвижная мимика, не позволяющая “прочитать” выражение лица», — объяснила Хэмлет, имея в виду Пеннивайза.

При этом психолог полагает, что, говоря о своей «клоунофобии», люди склонны неправильно идентифицировать собственные эмоции. Та эмоциональная и физиологическая реакция, которую мы испытываем при виде Пеннивайза — учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, расширенные зрачки, прилив крови к щекам, — вызвана не только страхом, но и восхищением. «Тут мы имеем дело с гремучей смесью из дискомфорта, страха, возбуждения и восторга, спасибо за это Стивену Кингу и авторам фильма», — пояснила Хэмлет.

Читайте также, как жить без страха.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.